48 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стальные трубы для систем отопления: виды и их отличия

Стальные трубы для систем отопления: виды и их отличия

С давних времён системы отопления создаются на основе металлических труб. Их востребованность обусловлена высокой надёжностью и прочностью. Даже, несмотря на появление новых современных материалов, стальные трубы для отопления актуальны и поныне. Они выдерживают огромные механические нагрузки и большое давление теплоносителя, температура которого может достигать +100˚С. А если труба замёрзнет, отогревать её допускается с помощью открытого огня.

Стальные трубы уже не одно десятилетие применяются для монтажа систем отопления жилых и промышленных объектов

Меры профилактики

В связи со всем вышесказанным стоит перейти к вопросу профилактики коррозии, замерзания, повреждений. Технология создания систем отопления совершенствовалась и на сегодняшний день нам известно множество способов снизить недостатки стальных труб и повысить эффективность работы системы, продлить срок её службы.

  1. Чтобы в трубах не возникали отложения, их пропитывают жидкостью-энергоносителем. А также очищают химическими препаратами, которые доставляют внутрь с помощью воды.
  2. Прокладка утеплителя позволяет решить проблему замерзания и потерь теплоэнергии. Греющий кабель, специальные материалы (полиэтилен) – все может пойти в ход. Эти профилактические меры позволяют исключить и коррозию, т.е. снизить подверженность стали к ней.
  3. Избежать появления ржавчины можно с помощью синтетических покрытий, обработкой металлами, которые не так подвержены коррозии – для этого стали наносить слой цинка. Трубы с таким покрытием очень быстро стали пользоваться самым высоким спросом благодаря низкой себестоимости. По сравнению с другими методами борьбы с образованием ржавчины: нержавеющая сталь или стальные трубы, на которые нанесен слой полиэтилена. Очень быстро способ распространился и на другие сферы производства (в металлопрофилях, в черепице, стали использовать цинк и в других сплавах, например, чугуна). Кроме того, срок службы увеличился на 10, а то 15 лет. Хотя более дорогие способы продлевают жизнь труб до 25 лет.

Металлические трубы для системы отопления

Достоинства

  • Нержавеющая сталь – материал стабильный химически. Как понятно из названия, не заржавеет.
  • Таким оцинкованным трубам скачки давления не будут являться особой проблемой. Имея такие плюсы, изделия даже можно будет применить и в центральном отоплении с биметаллическими радиаторами.
  • Легко установить. Инструменты понадобятся самые распространённые и простые, а чтобы собрать потребуется времени не больше минуты.
  • Прослужит долго. Срок службы оцинкованной трубы не уменьшится даже при условии повышения температуры у носителя.
  • Они не боятся разморозки, довольно-таки морозоустойчивые. Можно использовать, как и для обогрева помещения, так и для «тёплого пола».
  • Не могут возникнуть внутри и различные отложения-осадки. Металл не поддаётся коррозии.
  • Гибкие. Имеют свое особенное проектирование.
  • Можно без проблем использовать в помещениях с повышенной влажностью или в подвале.

Хорошая гибкость оцинкованных труб

Разновидности оцинкованных труб

Оцинкованные трубы подразделяются на виды по некоторым аспектам.

По сфере применения возможно поделить оцинкованные изделия на:

  • Водопроводные;
  • Газопроводные;
  • Для системы отопления;
  • Бытовые.
  • Хозяйственные.

В зависимости от стандартов трубы делятся на:

  • Водогазопроводные согласно ГОСТу 3262.
  • Электросварные согласно ГОСТу 10704
  • Профильные.
  • Бесшовные.

Водогазопроводная оцинкованная труба производится из стали самого высшего качества. Используют ее сугубо в сфере прокладывания коммуникаций в помещении. Изготавливается труба согласно ГОСТ 3265-75.

Основными преимуществами такого вида трубы является:

  • Антикоррозийные свойства. Благодаря оцинкованному покрытию ржавеет труба медленее чем обычная, в 10 раз.
  • Удобны при монтаже, так как легко режутся, свариваются и формуются.
  • Срок службы не менее 25 лет при правильном монтаже.
  • Легки по сравнению с обычными стальными конструкциями.

Производитель выпускает такого типа конструкции по размеру обычных стальных труб. Снаружи водогазопроводная труба по размеру одинаковая, отличается она только по толщине стенки. Трубы изготавливаются согласно среднего и повышенного класса точности. Для системы водо- и газопроводов, отопления выполняются трубы среднего класса точности, а для производства деталей для конструкций производитель пользуется стандартами высокой точности.

В зависимости от толщины стенок ВГП трубы считаются легкие, стандартные и усиленные.

Особенностью элетросварной трубы является они производятся согласно ГОСТу 10704. Конструкции могут быть различного диаметра в диапазоне от 110 мм до 480 мм. Все электросварные трубы имеют круглое сечение. Такие конструкции бывают двух типов:

  • С обрезкой краев и удалением заусениц;
  • Просто порезкой.

К разряду самых дорогих оцинкованных труб относятся бесшовные. Цена изделия оправдывается сложностью процедуры их изготовления, дорогостоящим оборудованиям и затратой энергии.

Преимуществами таких труб является:

  • Гарантия от протекания.
  • Высокая стойкость к механическому воздействию.
  • Стойкость к любым химическим влияниям.
Читать еще:  Смесители для душевых кабин критерии выбора

Способы монтажа и сборки

Оцинкованные трубы, формирующие отопление или систему ГВС, монтируют тремя способами:

  • сварка;
  • фланцевое соединение;
  • резьбовое соединение;
  • пайка.

У каждого из перечисленных способов есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим эти методы монтажа и связанные с ними нюансы.

Сварка оцинкованных труб

Водогазопроводные трубы с цинковым покрытием можно соединять электро- или газосваркой — оба вида монтажа удобны тем, что занимают мало времени. Но есть один негативный фактор, действие которого нужно минимизировать, так как полностью устранить его не получится.

Дело в том, что температура сварочного шва достигает 1200 градусов, а цинк кипит при 906 градусах и от нагрева в процессе сварки начинает испаряться. При этом происходит следующее:

  • вредное воздействие паров цинка на сварщика, вплоть до наступления удушья, так как они ядовиты;
  • испаряющийся цинк оголяет сталь и делает её уязвимой для коррозии;
  • пары цинка способствуют образованию в сварочном шве пор и трещин, снижающих прочность соединения.

Для максимальной локализации указанных процессов перед началом сварки, не считая обязательного устройства эффективного вентилирования помещения, необходимо произвести следующие действия.

  • подготовить кромки стыка, то есть выполнить на них наружную фаску и удалить цинковое покрытие на 25-30 мм в обе стороны от соединения;
  • произвести сварку стыка с последующей зачисткой сварочного шва от шлака и покрытием оголённого участка трубы цинкосодержащей краской (содержание цинковой пыли — 94%, связующего — 6%) — холодным цинкованием.

Для предотвращения закипания цинкового слоя можно обработать место стыка соляной кислотой на 5 см в обе стороны, но в этом случае при сваривании будут образовываться кислотные испарения.

Согласно п. 4.6 СП (Строительных Правил) 73.13330.2012 устройство сварных соединений на трубопроводах из оцинкованной стали не разрешается, так как с внутренней поверхности трубы цинк перед сваркой не удаляется, и цинковые пары, образования которых при этом не избежать, обуславливают образование в шве пор и раковин. Но данный документ — добровольного применения и, если в проекте отсутствует ссылка на обязательное использование этого пункта, то монтаж оцинкованных труб сваркой допустим.

С целью минимизации воздействия цинка на качество электросварки монтаж необходимо проводить с выполнением следующих рекомендаций:

  • сварку выполнять с малой скоростью, но избегая прожига трубы, и с повышенным значением силы тока;
  • использовать электроды с рутиловым покрытием (состав электрода содержит оксид титана).

Электросварка труб с цинковым покрытием требует от сварщика определённых навыков. Кроме состава наружного покрытия электрода, на качество шва влияет толщина его стержня, обуславливающая мощность дуги — излишне толстый электрод будет прожигать стенку, а тонкий не обеспечит необходимую прочность сварного соединения. Для сварки оцинкованных труб с толщиной стенок 1,5 — 5 мм используют электроды диаметром 2-3 мм.

Фланцевое соединение оцинкованных труб

Данный метод основан на соединении между собой болтами фрагментов из труб, на концах которых приварены фланцы — стальные кольца с внутренним диаметром, равным наружному диаметру трубы, и отверстиями по периметру для монтажных болтов. Два фланца разных фрагментов прикладываются друг к другу с использованием промежуточной уплотнительной прокладки и стягиваются болт-гайками или шпильками.

В этом способе монтажа присутствует тот же негативный фактор, что и в сварном соединении — в процессе приваривания фланцев к трубам происходит кипение цинка и разрушение защитного слоя в районе сварочного шва. Поэтому так же необходимо принять меры к локализации температурного воздействия на цинковый слой, а после окончания сварки зачистить шов и нанести на него антикоррозийное цинкосодержащее покрытие (холодное цинкование).

Фланцевое соединение не компактно, поэтому применяется в большинстве случаев при прокладке трубопровода в подсобных помещениях или снаружи. На стыкуемой стороне фланца имеется кольцеобразная площадь, называемая зеркалом. Между двумя зеркалами стыкуемых фланцев перед их стягиванием устанавливается прокладка из паронита с отверстием, диаметр которого должен совпадать с внутренним диаметром трубы. Наружный диаметр прокладки выполняется равным расстоянию между противоположными крепёжными болтами.

Резьбовое соединение

Этот метод монтажа избавляет от необходимости применения термических способов соединения и выполняется с помощью фурнитуры различных видов, предназначенной для соединения отдельных фрагментов трубопровода после нарезки на них резьбы.

Сборка на резьбе также имеет свои недостатки:

  • процесс нарезки резьбы отличается трудоёмкостью и требует времени;
  • нарезной инструмент (плашка) при нарезке резьбы удаляет слой стали определённой толщины вместе с защитным цинковым покрытием.
  • герметичность резьбового соединения обеспечивается обмоткой резьбы ФУМ-лентой, уплотнительной пастой или паклей с нанесением краски, которые со временем теряют свои свойства и требуют замены.
Читать еще:  Как закрепить раковину в ванной к стене

Пайка оцинкованных труб

Чтобы смонтировать систему отопления или ГВС из труб с оцинкованным покрытием без повреждения цинкового слоя, применяется пайка, которая выполняется в следующей последовательности:

  • соединяемые концы трубы торцуют и, если толщина стенки более 3 мм, выполняют фаску на наружных кромках;
  • стыки обезжиривают прогревом, после чего также прогретый до пластичности флюс (состав HLS-B) толстым слоем наносят на поверхность, граничащую с планируемым соединением ;
  • торцы располагают с зазором 2-3 м;
  • пламя горелки выставляется на избыток кислорода.

Размер горелки подбирается в зависимости от диаметра и толщины стенки оцинкованной трубы:

Для качественной пайки оцинкованной трубы необходимо придерживаться правила: размер горелки должен быть на единицу меньше, чем при сварке трубы таких же размеров без цинкового покрытия. В процессе пайки пламя должно быть сконцентрировано на соединяемых кромках и зазоре стыка, чтобы исключить нагрев и испарение цинка из-под слоя флюса.

Соединительные швы качественно произведённой пайки оцинкованных труб не нуждаются в дополнительной антикоррозийной защите, но нанесение на цинкосодержащей краски в качестве страхующей операции не будет лишним.

Особенности стальных труб

Классические

Простые трубы из тёмного металла употребляются при возведении разных зданий и сооружений уже весьма продолжительное время. Их популярность обусловлена свойством выдерживать повышенные нагрузки, и не разрушаться под действием негативных внешних факторов.

Большое влияние на популярность оказывает и цена. Трубы из углеродной стали, владея высокими характеристиками, в полной мере доступны по цене.

Разглядываемые материалы просто созданы для конструирования отопительных сетей:

  • по ним возможно транспортировать теплоноситель, разогретый до температуры выше + 100 градусов Цельсия;
  • при замерзании жидкости зимой (к примеру, в случае аварии котла) возможно создавать отогрев трубопроводов посредством открытого пламени.

Но нельзя не упомянуть и о значительных недостатках:

  1. Процесс конструирования отопительной сети из стальных труб достаточно трудоемок, требует наличия особых навыков и применения сложного оборудования.
  2. Трубам из стали не легко придать нужную геометрическую форму, особенно в то время, когда необходимо согнуть их в нескольких местах под различными углами.
  3. Металл хорошо проводит тепло, исходя из этого при монтаже отопительной сети (особенно с открытыми участками) необходимо шепетильно защищать стальные трубы теплоизолирующими скорлупами, стекловатой либо минеральным волокном.
  4. Железные изделия очень сильно подвержены коррозии, исходя из этого средний срок их работы не превышает 10-15 лет.

Как уже упоминалось, как раз последний фактор ограничивает применение обрисовываемых материалов для конструирования трубопроводов.

Совладать с проблемой возможно двумя методами:

  1. Применять полимерные детали. Существуют трубы из разных видов пластика, многие из которых с успехом употребляются при конструировании систем обогрева домов и квартир. Но они не в состоянии выдержать больше внутренне давление и весьма большую температуру теплоносителя.

Еще одним минусом пластиковых труб есть маленькая прочность, особенно к ударному действию.

  1. Покрывать стальную трубу защитным слоем цинка. В этом случае коррозии удается избежать, но лишь в том случае, в то время, когда в качестве теплопередающей жидкости используется вода. Антифриз, являясь химически активным, сведет все преимущества цинкования к нулю.

Однако, отопительная система из оцинкованных труб есть более надежной, исходя из этого имеется суть остановиться на описании этих деталей более детально.

Оцинкованные

Цинкование трубы оказывает помощь надежно обезопасисть ее от появления очагов коррозии и продолжить срок работы на пара лет.

Обратите внимание! Защитным слоем цинка покрывают не только изделия из стали. Это смогут быть и чугунные трубы, и другие изделия, предназначенные для транспортировки жидкостей.

Инструкция по изготовлению оцинкованных труб предусматривает два основных метода нанесения защитного слоя:

  1. Горячее. Готовая стальная деталь погружается в емкость, заполненную жидким цинком при температуре + 450 градусов Цельсия.

  1. Диффузионное. В этом случае цинк не просто создает защитный слой. Благодаря особенной технологии атомы двух материалов взаимно попадают приятель в приятеля, образуя крепкое покрытие, стойко сопротивляющееся окислению.

Для диффузионной обработки употребляется не жидкий, а порошкообразный цинк. Трубы помещают в особые контейнеры, где и происходят особенные реакции, каковые придают трубе не только механическую, но и электрохимическую прочность.

Обратите внимание! Диффузионное покрытие используется лишь к стальной трубе, поскольку другие материалы не могут так вступать во сотрудничество с цинком.

Самостоятельное конструирование системы отопления

При изготовлении климатической сети из стальных оцинкованных труб можно использовать два типа соединений:

  • электро- или газосварное;
  • с использованием резьбовых фитингов.

Следует отметить, что и первый, и второй способ требуют от мастера наличия определенных строительных навыков. Если вы сомневаетесь в своих силах, лучше доверить проведение процедуры монтажа опытным сантехникам.

Читать еще:  Как правильно выбрать полотенцесушитель для ванной

Сваривание

Процесс изготовления отопления методом сваривания состоит из следующих этапов:

  1. Монтируются вертикальные магистральные стояки (подача и обратка), а затем от них делается горизонтальная разводка к каждому радиатору центрального отопления.

Совет!
Если вы модернизируете старую отопительную систему, целесообразно выполнять монтаж труб по старой схеме, выполняя их последовательную замену.
Подобные инженерные сети очень тщательно проектируются и испытываются, потому вносить серьезные изменения без необходимости не нужно.

Сваривание – ответственный и сложный процесс

  1. Газовая сварка производится с применением специального припоя толщиной от 0,8 до 1,2 мм. Если используется электрическая сварка, необходимо применять электроды со фтористо-кальциевым или рутиловым покрытием диаметром до 3 мм. Иначе герметичного соединения добиться не удастся.
  2. Оцинкованные трубы, в отличие от обычных стальных, свариваются внахлест. Для этого одна из деталей немного развальцовывается.

При сваривании труб с защитным покрытием качеству шва должно уделяться повышенное внимание. Стык не должен иметь наплывов, сколов, трещин и других дефектов.

С такой же тщательностью необходимо делать и отверстия для патрубков и фурнитуры. Можно использовать сверло, фрезеровочный станок либо вырубить отверстие с помощью пресса.

Нужно тщательно следить за качеством швов

Если вы имеете начальные навыки работы со сварочным аппаратом и решили монтировать оцинкованные трубы самостоятельно, при проведении операций необходимо придерживаться следующих советов:

  • шов необходимо начинать с центральной части детали, начиная от пола и постепенно продвигаясь вверх;
  • электрод следует располагать строго перпендикулярно поверхности изделия (иначе сделать качественный стык будет невозможно);
  • если сваривание производится на вертикальной поверхности, электрод необходимо расположить под углом, направляя его сверху вниз;
  • для достижения наилучшего качества можно применять технологию точечной сварки.

Обратите внимание!
Сваривание оцинкованных труб практически не используется.
Под воздействием высокой температуры защитный слой полностью испаряется, в результате чего места стыка будут подвержены коррозии, и вы лишитесь всех преимуществ от использования дорогой оцинковки.
Лучше остановиться на технологии соединения, предусматривающей использование резьбовой фурнитуры.

Сварочная дуга испаряет защитный слой цинка с поверхности трубы

Фитинговые соединения

Для монтажа системы отопления методом скрутки нужно запастиcь необходимым количеством фурнитуры: угольниками, переходниками, запорной арматурой и так далее.

Оцинкованные резьбовые фитинги для стыковки труб

Также необходимы инструменты различного диаметра для нарезки резьбы. Можно использовать плашки, но лучше приобрести клупп: этот прибор позволяет произвести нарезку более качественно, избежав перекосов.

Помимо этого, будут необходимы:

  • болгарка для разрезания стальных труб на отрезки нужной длины;
  • напильник, с помощью которого снимается торцевая фаска;
  • тиски, которые помогут надежно удерживать заготовки в процессе работы с ними;
  • газовые ключи для скрутки фитингов и труб (желательно динамометрические – они не дадут повредить резьбу фитинга, дозируя усилие).

Процесс резки обычно не вызывает трудностей даже у начинающего мастера, но тут нужно учитывать несколько особенностей:

  • отмеряя трубы, не забудьте учесть расстояние, на которое труба войдет в фитинг при скручивании;

Для порезки оцинкованных труб лучше использовать специальное оборудование

  • при монтаже обратите внимание на то, что слишком близкое расположение трубы к стене не даст возможности нарезать резьбу (для этого необходимо хотя бы 8-10 см свободного пространства).

Сборка – занятие не особо трудоемкое.

Здесь начинающие мастера допускают лишь две распространенные ошибки:

  1. Перекос изделий по продольной оси. Если неточно совместить трубу и фурнитуру, можно нарушить резьбу. Из-за этого добиться нужной герметичности будет невозможно, а испорченные детали придется заменить новыми.
  2. Слишком сильное затягивание фитинга или запорной арматуры. Часто бывает при прикручивании кранов, когда мастер хочет еще немного затянуть гайку, чтобы рукоятка крана ходила свободнее. Чаще всего это приводит к поломке.

Справиться с ситуацией поможет полная разборка и подмотка дополнительных слоев полимерной ленты или пакли.

Стыковка с радиаторами

Еще один ответственный этап монтажа – соединение труб с радиаторами отопления. Для этого используется особый вид фурнитуры – сгоны.

Операция производится по следующей схеме:

  • сгон навинчивается на трубу до тех пор, пока расстояние между его срезом и входным патрубком батареи не достигнет 5 мм;
  • на входной патрубок радиатора наматывается пакля (по ходу резьбы);

Сгоны для соединения труб с радиаторами

  • сгон накручивается на резьбу, пока усилие не станет ощутимым, но не чрезмерным;
  • стыки можно покрасить во избежание коррозии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector